- Ошибка
06.07.2011
Права человека
Все ли из нас задумываются над тем, какие права у них есть и как они соблюдаются? О защите прав человека на жизнь, на судебное разбирательство, на гражданство, на свободу собраний, на отдых, жилище и пищу и о многом другом мы беседуем сегодня с директором Карагандинского областного филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Юрием Гусаковым.

Карагандинский филиал Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности был образован 13 лет назад. Все эти годы за помощью сюда обращаются жители не только Караганды и области, но и всего Казахстана. Сегодня ситуация с соблюдением прав человека в Казахстане обстоит несколько лучше, чем раньше, - говорит Юрий Гусаков.
- Юрий Анатольевич, за какой помощью к вам обращаются граждане?
- Наша организация занимается только защитой прав человека, а именно взаимоотношениями между человеком и государством, то есть случаями нарушения прав и свобод человека представителями государственных органов – без разницы, в погонах они или без таковых. Мы либо советуем, куда обратиться, чтобы пройти предусмотренные законом механизмы, либо активно включаемся в работу и помогаем. Но не делаем все за человека – помогаем только тем, кто сам хочет себе помочь. Если человек ничего не делает, а пришел искать «дубину» или «щиток», то для этого у нас здесь нет ни сил, ни средств, ни штата.
Мы оказываем бесплатную помощь всем обратившимся. Получаем финансирование от государства и из-за границы на проекты, которые нами были разработаны и согласно которым мы принимаем граждан нашей страны у нас в офисе. Мы с удовольствием помогаем людям, открывшим в себе способности к юридическим наукам, представлять себя в суде, подсказываем, как написать письма в различные инстанции. Граждане не всегда обладают должным терпением и зачастую относятся к нам как к придатку государства, а это совсем не так. Есть свои нюансы. Мы знаем, что у обиженных людей все вокруг виноваты.
Несколько раз мы участвовали в судебных заседаниях в Шахтинске и в Караганде – это в случаях, когда людей незаконно задерживали, доставляли в полицейский участок, незаконно снимали отпечатки пальцев и производили видео- и фотосъемку. Однозначно суд принимал решение в пользу людей, обратившихся в наше бюро, и им выплачивалась компенсация в размере двадцати или пятнадцати тысяч тенге. Мало того, им приносили публичные извинения и в письменном виде. А видео- и фотосъемка и отпечатки пальцев были уничтожены. Судебный исполнитель следил за этим.
- Какие жалобы к вам поступают чаще всего?
- Если обращаются заключенные из мест лишения свободы, то чаще всего они жалуются на несправедливые, как считают заявители, приговоры. Но адвокатских услуг мы не оказываем. И если кому-то кажется, что приговор сфальсифицирован, единственное, что мы можем сделать – это проконсультировать, как правильно обжаловать этот приговор в высших инстанциях в надзорном порядке, в верховном или областном суде в зависимости от того, какое преступление. Из мест лишения свободы необходимо обращаться через спецчасть учреждений. К большому сожалению, не везде она хорошо работает. Поступают к нам жалобы и на сотрудников правоохранительных органов. Говорю сразу: в этом случае необходимо включать процедуру обжалования действий должностных лиц. К тому же, существует управление собственной безопасности в ДВД Карагандинской области, которое с удовольствием рассмотрит такую жалобу. А еще необходимо напрягать в отношении правоохранительных органов надзорные организации. Генеральная прокуратура должна тщательным образом все проверить. Очень радует, что факты иногда подтверждаются. Мы понимаем, что дело идет.
- Работают ли для жителей Карагандинского региона школы по правам человека, тренинги, семинары или круглые столы?
- В этом году мы совместно с Гражданским альянсом Карагандинской области запланировали проведение четыре таких мероприятий, участниками которых станут люди с разным уровнем образования. Мы проводим такие мероприятия по государственному социальному заказу. Я, как правозащитник, считаю, что подобные встречи надо проводить как можно чаще, минимум 120 раз в год, но не хватит сил и времени на их подготовку.
- К нам в редакцию часто обращаются с вопросом: «Почему в Казахстане запрещено двойное гражданство?». Вы можете ответить?
- К этому запрету люди относятся по-разному. А на мой взгляд, это совершенно правильно. Двойное гражданство, разрешенное в некоторых странах, ведет к спекуляции им… Оно – предлог для защиты соотечественников. Правильно, на мой взгляд, что у казахстанцев одно гражданство.
- Сегодня в некоторых образовательных учреждениях области запрещено носить хиджабы. Как вы считаете, это законно?
- Ограничение носить хиджаб – это неправильно. Что будет, если завтра всем запретят носить нательные кресты? Совершенно очевидно другое: в Казахстане женщины-мусульманки никогда не носили ни паранджу, ни хиджаб. Я знаю, что женщины-казашки преклонного возраста носили платки и национальные головные уборы. Запрещать хиджаб?.. Ну давайте запретим все, что касается женщин, будем говорить о мужчинах. Есть проблемы, которые появились в Казахстане, потому что их привезли из других стран, в том числе и ношение хиджаба на территории нашей страны. Сегодня для многих это связано с религиозными чувствами, а Казахстан позиционирует себя как светское государство. Поэтому надо относиться терпимо к тому, что касается религиозных проявлений, веры, взаимоотношения между человеком и Богом.
- Насколько соблюдаются права человека в нашей стране?
- Ситуация с правами человека в Казахстане сейчас несколько лучше, чем раньше. Сегодня любой человек может напрямую обращаться в Комитет по правам человека ООН. В конце 2009 года и начале 2010 годов Генеральная прокуратура и ряд ведомств, такие как КНБ, Министерство Внутренних Дел РК, Министерство обороны РК, Министерство юстиции РК и его подразделение – Комитет уголовно-исполнительной системы, подписали ряд совместных документов о том, чтобы такие преступления, как пытка, жестокое обращение и наказание расследовались с особой тщательностью и должным образом. Конечно, это радует. Не доволен я тем, что мы не знакомы с хорошими методиками или не умеем их осуществлять при расследовании таких дел. Не радует, что иногда местные исполнительные органы в разрез курсу президента и нашего правительства поступают не должным образом с нашими согражданами.
- Наша читательница Ирина Ивченко спрашивает: может ли ребенок, которого избивают родители, обратиться к вам за помощью, либо действовать должны соседи?
- Если к нам обратится такой ребенок, мы, конечно, без внимания его проблему не оставим. Но здесь мы, в первую очередь, принимаем взрослых людей. Мы направим этого ребенка в департамент по защите прав детей, есть такая государственная структура, либо в органы опеки и попечительства. Полагаю, что на защиту прав ребенка у государства сегодня хватает и сил и средств.
В силу того, что еще есть другие различные наработанные за большое количество лет связи, наверное, напряжем правоохранительные органы. Если ребенка избивают, значит не все в порядке в семье. Мы подскажем, куда надо обратиться, чтобы найти управу на родителей.
- Вопрос Сергея (фамилию он, к сожалению, не сообщил): «Если человека незаконно задержали сотрудники полиции, куда он может обратиться?»
- На таких полицейских надо жаловаться, писать заявления, чтобы таковых было меньше в нашем обществе. Хороших полицейских станет больше, если мы сами их будем приводить к общему знаменателю. Полицейских надо воспитывать, мы в этом играем не последнюю роль, а даже первостепенную. Если это рядовой полицейский, то обращаться надо в городской отдел полиции. Если он чуть старше по званию – то в службу собственной безопасности в ДВД Карагандинской области или непосредственно к генералу, он с удовольствием реагирует на такие жалобы.
- Спрашивает Оксана В. из Темиртау: «Во многих странах, например, в той же Америке, которая постоянно хвалится своей демократией, существует такое административное наказание, как общественные работы. Почему у нас преступники сидят в тюрьме и ничего не делают, а только проедают деньги налогоплательщиков? Почему нельзя в качестве наказания тому же вандалу, который раскурочил, к примеру, скамейку или детскую горку, назначить отработку по благоустройству города? Говорят, что это насилие над личностью».
- Абсолютно неправильная трактовка и полное незнание законодательства. Понятие «общественные работы» у нас в законе присутствует. Приговором суда предусматривается не только лишение свободы, но и общественные работы. Что касается преступников, которые что-то «проедают», - они бывают абсолютно разными. И если мы говорим о наказании, - в первую очередь, оно преследует воспитательную цель. Тогда люди не «проедают» деньги налогплательщиков, а перевоспитываются с тем, чтобы выйти на свободу другими людьми, несклонными к совершению нового преступления. Поэтому государством проделывается большая работа. Те люди, которые наказаны, - не все закоренелые преступники. Есть разные виды преступлений. Женщина, которая задала вопрос, не совсем права. В чем я с ней соглашусь: очень многим людям совершенно не обязательно оказываться в местах лишения свободы за незначительные преступления. Это точно. Многие могут исправиться здесь. Рядом с нами.
- Юрий Анатольевич, большое спасибо Вам за содержательную беседу!
Автор: Николай КРАВЕЦ
Фото: автора