Skip to Content
Ошибка
  • XML Parsing Error at 1:470. Error 4: not well-formed (invalid token)

PDFПечатьE-mail

Выход есть

 

Для исключения аварийных ситуаций с энергоснабжением Темиртау необходимо строительство новых подстанций


Об изношенности городских ЛЭП и электрооборудования темиртаусцы знают не понаслышке – перебои с подачей электроэнергии становятся все чаще. В памяти всплывает последнее аварийное отключение, произошедшее в декабре прошлого года, когда жители города в абсолютной темноте провели несколько томительных и тревожных часов. Извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» мы задали директору ТОО «Пауэр Нетворкс» (дочернего предприятия компании «АрселорМиттал Темиртау») В. Б. Басину.

- Вадим Борисович, для начала поясните, пожалуйста, как происходит электроснабжение Темиртау.

- Схема электроснабжения города такова, что все городские подстанции запитаны от двух линий электропередач, которые проходят от ГПП-1 АО «АрселорМиттал Темиртау» до КарГРЭС-1. От этих двух линий зависит электроснабжение города. До 2006 года эти линии принадлежали разным собственникам, но, в связи с их аварийным состоянием и негативным влиянием на работу металлургического комбината, активы были выкуплены компанией «АрселорМиттал Темиртау». Таким образом, в собственности компании оказались 142 километра ЛЭП. С 2006 года наша компания стала эксплуатировать и ремонтировать эти линии и отвечать за их техническое состояние. За эти годы была проведена модернизация оборудования. Также в схеме электроснабжения - три городские подстанции: «КМС», «Южная» и «Западная». Подстанция «Северная» является собственностью ТОО «Караганда Жарык».

- Многие темиртаусцы считают, что электроснабжением города занимается компания «АрселорМиттал Темиртау», и именно ее винят в частых отключениях. Это действительно так?

- Электроснабжение Темиртау зависит не только от «АрселорМиттал Темиртау». У нас сложная радиальная кольцевая схема, и если раньше был только один собственник в лице Министерства энергетики СССР, то сейчас этих собственников семь. Так как все линии переплетены, а коммутационные аппараты принадлежат разным собственникам, то и электроснабжение зависит от того, в каком состоянии находится оборудование, независимо от собственника. То есть, если что-то не сработает, условно говоря, на КарГРЭС-1 или произойдет авария на сетях ТОО «Караганда Жарык», то все это скажется на других собственниках линии, ведь короткие замыкания имеют свойство распространяться. Конечно, для этого есть релейные защиты и коммутационные аппараты, которые должны своевременно отключиться. Поэтому мы активно продолжаем работу по совершенствованию релейной защиты – сейчас ведем переговоры с ведущими мировыми компаниями, которые работают в этих областях. В первую очередь будет проведена модернизация релейных защит с переходом на микропроцессорную технику на подстанции ГПП-1, электростанциях ТЭЦ-ПВС и ТЭЦ-2.

- Частое отключение электроэнергии горожанам объясняют перегруженностью подстанций. Что предпринимается для того, чтобы исправить ситуацию?

- В последние годы энергопотребление Темиртау, действительно, возросло. Если раньше город потреблял 20 мегаватт/ч, то сейчас стабильно потребляет на уровне 30-35 мегаватт/ч. В зимнее время потребление резко увеличивается. Пиковые нагрузки зафиксированы у нас на уровне 70 мегаватт/ч. Зимой, при недостатке тепла, многие горожане включают электроприборы, а это приводит к перегрузке трансформаторов городских подстанций. Особенно это касается подстанций «Южная» и «Западная». На подстанции «Южная» нагрузка каждого трансформатора в этот период времени составляет по 80-85% от номинала; «Западной» – 70-80%, «КМС» – 50-70%. В принципе, это нормально, но по правилам каждый трансформатор должен нести всю нагрузку на подстанции. То есть, если что-то происходит на линии или на другом трансформаторе, оставшийся в работе должен нести всю нагрузку. Получается, если у нас зимой один из трансформаторов или цепей отключается, то оставшийся нагружается на 150-160% и приходится в срочном порядке принимать меры по недопущению его выхода из строя, так как кратковременные нагрузки, разрешенные по правилам технической эксплуатации трансформаторов, явно превышены. В некоторых случаях перегружались и линии. При отключении одной из линий по каким-либо причинам или при выводе ее в ремонт вторая линия не выдерживала нагрузки. Таким образом, перед нами встал вопрос об увеличении сечения проводов. Мы полностью заменили провод сечением 95-120 кв. миллиметров на провод в 150 кв. миллиметров. Благодаря этому, пропускная способность линии увеличилась. Также полностью были заменены тросы газозащиты, навесное оборудование и изоляторы. В общей сложности было заменено 92 километров провода, 30 километров троса газозащиты и 12 тысяч изоляторов. На подстанции «КМС» нами установлены 2 трансформатора производительностью по 15 мегавольт/ампер, на подстанции «Южная» – 2 трансформатора по 10 мегавольт/ампер и на «Западной» – один - 20 мегавольт/ампер, и второй – 16 мегавольт/ампер. В следующем году на «Западной» мы планируем заменить еще один трансформатор. Конечно, работы предстоит много.

- Что необходимо сделать для того, чтобы исключить аварии вовсе?

- Кардинальный выход – в строительстве новых подстанций. Акимат в этом направлении сейчас работает - разрабатывается проект по схеме внешнего электроснабжения города Темиртау, где будет предусмотрен ввод от другого источника. Это положено для увеличения надежности электроснабжения для таких промышленных городов, как наш. Ну и, конечно, нужно ставить новые трансформаторы, приобретать новое оборудование для того, чтобы подключать новые мощности. В настоящее время мы часто вынуждены отказывать в подключении потребителям, особенно по подстанциям «Южная» и «Западная». Это не наша прихоть – такова их пропускная способность. Понятно, что новые подстанции быстро не появятся. У нас есть мысли на этот счет по использованию освобождающихся трансформаторов на «АрселорМиттал Темиртау», но здесь нужно еще получить одобрение.

- Сколько времени требуется на строительство новой подстанции?

- Раньше чем через два года она не появится. В первую очередь нужно начинать с подстанции «Южная», потому что развитие города идет в этом направлении. Но и о других технических новшествах тоже не стоит забывать. Все это должно повысить надежность темиртауского энергоузла, исключить аварийные события, которые имели место в прошлом. В заключение хотелось бы обратиться к другим собственникам энергоактивов, чтобы они тоже принимали активное участие в модернизации своего оборудования.

- Спасибо!

Автор: Елена ЛЮБАНСКАЯ

Фото: автора