Skip to Content

PDFПечатьE-mail

Необходим, как воздух

 

Переоценить значение работы кислородного производства в деятельности АО «АрселорМиттал Темиртау» сложно


Продукты разделения воздуха – кислород, азот и аргон – необходимы практически в каждом цехе и подразделении металлургического комбината, начиная от выплавки чугуна и заканчивая уже готовой продукцией. Возможность по производству кислорода составляет 144 тысячи кубических метров в час. Об одном из самых сложных производств рассказал начальник кислородного цеха Геннадий Киричок.

- Геннадий Петрович, расскажите, пожалуйста, немного об истории кислородного цеха.

- Кислородный цех основан в 1965 году как отдельное структурное подразделение. До этого момента он являлся участком паросилового цеха. Первоначально были только блоки разделения воздуха малой производительности, и в основном они работали на производство кислорода в баллонах. В связи с расширением комбината и принятием решения о дальнейшем увеличении производства стали, строительстве конвертерного цеха необходимы были более мощные установки для обеспечения конвертеров необходимым количеством кислорода. Требования жесткие, для выплавки стали анализ кислорода должен быть 99,5%.

Строительство сразу двух блоков началось в 1968 году. Кислородный цех и блоки разделения воздуха имеют свою инфраструктуру – необходимо было строительство компрессорного отделения и компрессоров.

С 1970 года началось строительство современных для того периода воздухоразделительных установок большей производительности – первого и второго блока, которые уже стали участвовать в технологии комбината. Был создан кислородно-конвертерный комплекс, потому что эти блоки давали технический кислород в достаточном количестве, чтобы производить плавки в конвертерном цехе с повышенной интенсивностью, подавать туда кислород, а также для интенсификации производства в доменном цехе. В 1973 и 1974 году были построены третий и четвертый блоки. На этом закончилось строительство блоков первой кислородной станции.

- А как появилась вторая станция?

- В 1976 году принимается решение о строительстве еще одного блока. В доменном цехе вводились новые технологии – их освоение требовало много кислорода, поэтому в 1978 появился второй кислородный цех – были введены в работу пятый и шестой блоки.

В 80-е годы началось строительство ЛПЦ-3. Для выпуска белой жести требовался защитный газ. Для прокатных цехов – это чистый азот. В то время чистый азот получали только с третьего блока, количество было очень маленькое – 3 тысячи кубов (99,8%). Не хватало азота для методических печей ЛПЦ-2 и ЛПЦ-3. Поэтому в 1983 году было принято решение о строительстве двух новых блоков, для производства азота особой чистоты с анализом до пяти девятых. В 1985 году были построены седьмой и восьмой блоки. На этом закончен полный цикл строительства оборудования и производственных мощностей кислородного производства. Это оборудование работает и по сей день. С того момента комбинат был полностью обеспечен необходимыми техническими газами.

- Расскажите об основных функциях, которые выполняет кислородный цех.

- Основная функция кислородного цеха – обеспечение цехов комбината продуктами разделения воздуха. Основные потребители кислорода – это конвертерный цех. При нормальной работе на 12 тысяч тонн стали требуется около 60 тысяч тонн технического кислорода, и 50 тысяч технологического кислорода берет доменный цех. Все цехи потребляют азот для собственных нужд. Чистый азот – прокатные цехи, остальные цехи – грязный азот. Чистый азот – 99,995% азота, кислорода – 0,005%. Он сухой. В грязном азоте концентрация кислорода от 4 до 6%, влажность практически 100-процентная.

- Какие изменения сейчас происходят в кислородном цехе?

- В данный момент у нас 6 работоспособных воздухоразделительных установок, из них в работе 5, одна в резерве. В настоящий момент происходят большие изменения. Строится блок разделения воздуха фирмы «Линде» (Германия), который ориентировочно будет введен в эксплуатацию в ноябре-декабре. Он будет производить 63 тысячи метров кубических кислорода в час. 28 тысяч м. куб. в час азота высокого давления, 35 тысяч м. куб. в час азота низкого давления и 450 кубов аргона. В связи с этим принято решение вывести из эксплуатации 1, 2 и 3 блоки. Это совместное решение администрации комбината и управления по ЧС Казахстана, так как эти блоки не только выработали свой ресурс – каждый из них отработал по два срока. Срок работы воздухоразделительной установки – 20 лет, а они отработали по 42 года. Останутся в работе 4, 6, 7 и 8 блоки и установка «Линде».

Согласно контракту комбинат обязан потреблять всю продукцию установки «Линде», недостающую продукцию будут вырабатывать и поставлять комбинату оставшиеся блоки кислородного цеха.

- Геннадий Петрович, что будет с персоналом, который высвобождается после закрытия трех блоков? Не останутся ли люди без работы?

- Нет, не останутся. У нас высвобождается большое количество персонала – до 30 человек, никто за территорию комбината не уйдет, 11 человек уже работают в «Линде» во главе с предыдущим начальником цеха Пазилбеком Медетовым, 4 человека распределены по цехам комбината. Весь высвободившийся персонал будет устроен на нашем предприятии. В 2011 году к кислородному цеху приказом директора присоединили водородную и газозащитную (участок подготовки защитных газов) станции. Там работает 38 человек. В связи с СДУ, которая была в прошлом году и объявлена в этом, на их место поставят работников, которые будут высвобождены после закрытия блоков разделения воздуха. Мы всех трудоустроим.

- Расскажите немного о коллективе кислородного цеха.

- Сейчас у нас работает 241 человек. Коллектив за последнее время очень сильно омолодился. Особенно инженерно-технический состав: он сменился на 50% в связи с тем, что люди идут вверх по карьерной лестнице. Технологический персонал, который управляет нашими агрегатами, тоже в основном молодой. Произошла смена поколений. Ремонтный персонал у нас в небольшом количестве, поэтому ремонты мы делаем силами подрядчиков. Основные профессии у нас – это аппаратчик воздухоразделительных установок и машинист компрессорных установок. Люди принимаются все с высшим образованием, потому что нужна высокая квалификация, нужно хорошо знать физику, в некоторых случаях – и химию. У нас очень сложный технологический процесс. Мы получаем кислород методом глубокого охлаждения в процессе ректификации. Этот метод был изобретен в Советском Союзе в 30-х годах. Отец-основатель этого метода – Петр Капица, а Сергей Капица, который скончался на прошлой неделе и был бессменным ведущим программы «Очевидное-невероятное», – это его сын.

Технология сложная, люди все подготовленные, очень хорошо знают свое дело.

- А в чем заключается сложность технологии?

- Сложность заключается в том, что из атмосферного воздуха, которым мы дышим, мы получаем чистейшие продукты в процессе разделения, то есть ректификации – это кислород, азот, аргон, криптоно-ксеноновый концентрат, неоно-гелиевая смесь. Кислород – очень коварный газ. Если с ним неосторожно обращаться, он обязательно найдет свою жертву. Поэтому наш цех считается цехом повышенной опасности, и, согласно Закону о промышленной безопасности, нас ежегодно проверяет управление по ЧС. Кислород сам не горит, но поддерживает горение, поэтому ошибки у нас здесь исключены. Каких-то несчастных случаев или техногенных катастроф в нашей практике давно не было: мы работаем в этом отношении очень щепетильно, аккуратно. Постоянно занимаемся улучшением условий труда на производстве. Чистота и порядок – главное.

- К вашему цеху присоединили и водородную станцию. Водород ведь тоже опасный газ?

- Водород относится к горючим газам. Он тоже обладает повышенной опасностью, и ему уделяется особое внимание. На сегодня вышел приказ генерального директора о создании рабочей группы для проведения модернизации водородной станции. Там будет заменено оборудование, трубопроводы, чтобы этот комплекс работал в безопасном режиме. К тому же он сейчас на особом контроле в областном управлении по ЧС, потому что концентрация водорода 4% - уже взрывоопасная. Везде стоят газоанализаторы, поэтому такую концентрацию мы не допускаем, обеспечиваем безопасный режим.

- Следовательно, у вас есть и газовое хозяйство?

- Да, конечно. У нас имеется газовое хозяйство, и мы подчиняемся заместителю главного энергетика по газовому хозяйству. Есть у нас и газозащитная аппаратура и обученные люди. Мы недавно удовлетворительно прошли комплексную проверку (с 1 по 9 августа). Кроме специфических опасностей и производственных факторов также существуют общепромышленные. Мы обращаем внимание на все средства безопасности, как и в других цехах: лестницы, площадки, освещение, вращающие части механизмов и прочее.

- Как действует в вашем цехе программа по энергосбережению?

- Кроме трех блоков будет остановлена одна турбина (турбокомпрессор с паровым приводом), который потребляет ежечасно 70 тонн пара. Это будет большая экономия. Часть кислородных компрессоров остановим, потому что блок «Линде» будет выдавать технический кислород для конвертерного цеха с требуемым давлением – до 25 атмосфер. Будет экономия электроэнергии порядка 12,5 мегаватт. У нас существует программа по энергосбережению – боремся за каждый киловатт, за каждую гигакалорию пара. Цикл потребления энергоресурсов различный по временам года. Как только наступает октябрь, мы начинаем снижать потребление электроэнергии, останавливаем один турбокомпрессор (это 9 мегаватт экономии), снижаем потребление технической воды. Мы на комбинате – основной потребитель и электроэнергии, и технической воды.

- И, по традиции, немного о планах на будущее.

- Предполагается строительство новой градирни для оборотного цикла – для охлаждения воды и двух электролизеров для водородной станции.

Автор: Наталья СИЛЬВАНОВИЧ

Фото Татьяны БАРДИНОЙ