
В поселке Долинка в музее памяти жертв политических репрессий провели круглый стол, посвященный 55-летию закрытия Карлага.
Да, большинство отделений сталинского лагеря в 1959 году было реорганизовано в совхозы, а заключённые отпущены на волю или переведены в другие не столь отдаленные места. Но воспоминания о жестокой системе подавления народа, его лучших представителей живут в памяти людей до сих пор, хотя и прошло уже 55 лет со дня уничтожения лагерей в казахстанских степях.
Сохранить в памяти
О политических репрессиях, системе уничтожения людей в Карлаге за круглым столом рассказали директор музея Светлана Климентьевна Байнова, доктор исторических наук, профессор Валерия Викторовна Козина, кандидат исторических наук, доцент Светлана Викторовна Елеуханова. Заместитель директора музея по научно-исследовательской работе Ибрагим Ислямович Ислямов поведал о большой поисковой работе сотрудников по выявлению новых мест захоронения политических заключенных, строгом режиме их содержания. Ряд экспедиций сотрудников музея по области позволил открыть новые захоронения в Шетском и Жанааркинском районах. На документальных цветных кадрах были запечатлены эти кладбища в долинах Ортау, Кызылтау, Бурмы и Батыка, где в свое время отбывали свой срок гражданская жена адмирала Колчака Анна Тимирева-Книппер, супруга маршала Блюхера Глафира, сестра писателя Лациса — режиссер Анна Лацис, киноактриса Мариетта Капнист, писатель Даниил Фибих, поэтесса Генриетта Фикс, сестра видного государственного деятеля Яна Борисовича Гамарника — врач Фаина Борисовна Гамарник… Это сейчас мы восстанавливаем имена заключенных, побывавших в лагерях Сталина, а сколько их, до сих пор неизвестных, лежат в долинах смерти! И никаких следов, даже примитивные колышки отсутствуют…
Говоря о большой работе по сохранению памяти об узниках Карлага, И.И. Ислямов назвал имя одного из энтузиастов этого важного дела, бывшего узника сталинских лагерей Ахико Тецуро, которого пригласили на круглый стол. Он был узником Степлага, а затем его перебросили во «всесоюзную инвалидку» — Спасское отделение Карлага.
Всем смертям назло…
Ахико Тецуро принимал самое активное участие в установлении на Спасском кладбище памятного знака своим погибшим соотечественникам — японским военнопленным. Это был первый памятник на Спасском мемориале. Затем здесь установили памятник французы. Сейчас в Спасске – более двадцати памятников бывшим заключенным Карлага.
На встрече за круглым столом Ахико Тецуро поделился своими воспоминаниями о прошлом и невозвратном. Он родился в Японии в 1930 году в семье рыбака. Когда ему исполнилось 15 лет, отец отправил его учиться в военное училище, что было расположено на Южном Сахалине. Не успел Ахико освоиться в училище, как пришли советские войска — и его арестовали как военнопленного. А затем — долгая дорога в Казахстан, он попадает в Степлаг, трудится на медных рудниках и заболевает. Его отправляют на излечение в Спасское отделение Карлага. Там он, работая в каменоломнях и недоедая, стал дистрофиком. Его вес составлял всего-навсего 28 кг, один скелет да и только. Тем не менее Тецуро пробыл в Спасском лагере шесть лет, ибо каждый день говорил себе: держись на ногах, не падай. Тех, кто падал, не мог ходить, добивали палками, бросали на воз и вывозили в глухую степь, где хоронили. Бывало, среди трупов попадались и живые, они еле говорили: «Начальник, я еще не умер…» Но их никто не слушал, их хоронили заживо.
Тецуро считает, что он выжил, потому что не питался отходами из помойных ящиков, как это делали другие. Они пичкали себя ядами, нечистотами и умирали десятками. Более ста трупов каждый день вывозили из зоны…
«Не дай Бог, чтобы такое повторилось» — вот смысл выступления Ахико Тецуро.
«Сарыарка – моя вторая родина»
Когда скончался Иосиф Сталин, вздох облегчения пронесся по бараку. Все почувствовали дыхание свободы. Вскоре Ахико освободили, он работал на 122 шахте, сварщиком на заводе ЖБИ. Женился на немке Екатерине Краузе, она родила ему сына Тероо и дочь Ирину. С тех пор Ахико Тецуро живет с семьей в Актасе, изредка выезжая в Японию к родственникам. В Долинку, в музей, Ахико Тецуро приехал вместе с дочерью Ириной. И мне удалось сфотографироваться с ними, взять у них интервью.
«Сарыарка — моя вторая родина, и я ей не изменю, — сказал Ахико Тецуро. — Никогда мне не забыть, как в первые дни свободы меня поддержали шахтеры, живые общительные люди, как кормили меня из своих тормозков, поддерживая под землей. Я благодарен судьбе, что встретился с Екатериной Краузе, образовал с ней семью… Теперь у меня здесь дети, внуки. А что еще нужно человеку для счастья? Мне становится плохо только тогда, когда вспоминаю далекое прошлое, проклятый всеми особлагерь в Спасске…»
55 лет прошло после закрытия Карлага, но не зарубцевались кровавые раны в памяти его узников. И хорошо, что большой интерес к горькому прошлому нашего народа сегодня проявляют представители нового поколения. Значит, никогда не повториться сталинизму, его жестоким лагерям, антигуманной политике.
Валерий МОГИЛЬНИЦКИЙ
На фото: В. Могильницкий с бывшим узником Карлага Ахико Тецуро
Свежие комментарии